АЛЬБИНИЗМ (от
лат. аlbus - белый) - врождённое отсутствие пигментации кожи, волос,
радужной оболочки глаз. Возникает в результате генетически
обусловленного нарушения синтеза пигмента меланина. У страдающих
А.(альбиносов) волосы бесцветные как бы седые, радужная оболочка глаза
красновато-серая кожа молочно-белая, не поддающаяся загару.
Ребёнок-альбинос в большинстве случаев развивается нормально (хотя нарушения слуха и интеллекта среди альбиносов случаются несколько чаще). Наиболее частое нарушение у альбиносов - понижение зрения, в ряде случаев доходящее до слабовидения.
АМБЛИОПИЯ (от греч. amblys – тупой и ops – глаз) – ослабление зрения при отсутствии органических повреждений систем глаза. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаз при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.
АМБИДЕКСТР (от лат. аmbo-оба и dexter-правый) - индивидуум, способный одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. В некоторых случаях обусловлена врождёнными особенностями функционирования ЦНС; чаще является результатом успешной тренировки правой руки у страдающих леворукостью.
АНАЛИЗАТОР - сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И.П.Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный А. Каждый А. состоит из трёх отделов - периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определённый вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. - в коре больших полушарий головного мозга - осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обуславливает аномальное протекание психофизического развития.
АНАМНЕЗ (от греч.anamnesis-воспоминание) - совокупность сведений об условиях протекания развития индивидуума, получаемых от него самого, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. детей, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельностей.
АНОФТАЛЬМ (от греч. a- – приставка со значением отрицания и ophthalmos – глаз) – врожденная аномалия, заключающаяся в отсутствии глазного яблока (чаще двустороннем) и недоразвитии проводящих путей и коркового центра зрительного анализатора.
АСТИГМАТИЗМ (от греч. a- – приставка со значением отрицания и stigmus – точка) – аномалия рефракции (преломляющей способности) глаза, при которой лучи от светящихся точек наблюдаемого объекта после преломления в средах глаза не фокусируются в точечное изображение. Бывает вызвана нарушением формы роговицы – врожденным или (реже) приобретенным (вследствие воспалений и травм). При А. зрительное восприятие страдает нечеткостью. Коррекция А. осуществляется с помощью очков с цилиндрическими линзами.
БЛИЗОРУКОСТЬ, миопия (от греч.myops-щурящий глаз) - нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдалённые предметы. При Б. нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди неё. Различают три степени Б.: слабая (до 3,0 диоптрий), средняя (3,0-6,0 диоптрий), сильная или высокая (свыше 6,0 диоптрий). Б. даже высокой степени, будучи скоррегирована очками, не определяет аномального развития, поскольку данная форма коррекции обеспечивает поступление полноценных стимулов. От сильной Б. необходимо отличать прогрессирующую (злокачественную) Б., при которой наблюдаются ограничения изменения сосудистой и сетчатой оболочек глаза, приводящие к утрате зрения.
ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч.hyper-чрезмерно и dynamis-сила), синдром двигательной расторможенности - наиболее распространённое проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г.с. требуют особого подхода - дозирования нагрузок, смены видов деятельности.
ГИПЕРКИНЕЗ (от греч.hyper-чрезмерно и kinesis-движение) - чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органических и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований) в различных областях тела.
ГИПОКИНЕЗ (от греч. hypo-ниже и kinesis-движение) - снижение двигательной активности.
ГИПОМИМИЯ (АМИМИЯ) (от греч.hypo-ниже и mimikon-выразительный) - ослабление мимики (выразительных движений лица) за счёт снижения иннервации лицевой мускулатуры. Возникает вследствие различных поражений ЦНС, при параличах и парезах лицевого нерва. Может выступать симптомом психического заболевания. Крайне выраженная форма - амимия.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, гиперметропия - нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при которых лучи света вследствие недостаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки. Встречается у большинства новорожденных, но, как правило, проходит по мере роста ребёнка и увеличения глазного яблока. В детском возрасте Д. может приводить к развитию сходящегося косоглазия. Д. высокой степени (10,0 диоптрий и выше) является одной из причин слабовидения; дети, страдающие ею, должны обучаться в специальных образовательных учреждениях.
ДАЛЬТОНИЗМ, протанопия - нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет). Д.обусловлен недостатком одного из трёх цветовоспринимающих элементов в сетчатке глаза. Встречается преимущественно у лиц мужского пола. Аномального развития не предопределяет. Лечению не поддаётся.
ДИЗАРТРИЯ (от греч. dis- -приставка, означающая расстройство, и аrthrоn-сочленение)- расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС. Бывает выражена в различной степени - от нечёткого произношения отдельных звуков до полной неспособности произношения звуков (анартрия). Коррекционные мероприятия дифференцируются в зависимости от формы и степени выраженности Д. и связаны с лечением основного органического заболевания.
ДИСЛАЛИЯ (от греч. dis- -приставка, означающая расстройство, и lalia-речь) - нарушение произношения звуков, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д.). Коррекция Д. осуществляется при помощи специальных логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - организация обучения и воспитания детей с проблемами развития в различных типах спец. (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и выраженности дефекта. Направление ребёнка в учреждение того или иного типа осуществляется на основании комплексного обследования.
ИГРОТЕРАПИЯ - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
К. высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребёнка. Применяемые в современной дефектологии методы К. нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных связей в коре головного мозга.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей с особенностями в развитии. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, которая организуется с учётом нарушений и индивидуальных особенностей ребёнка. В К.-в.р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. Компенсация функций).
КОСОГЛАЗИЕ - дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном К. косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остаётся расхождение, величина которого постоянна. Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения.
Паралитическое К. возникает при параличе глазодвигательной мышцы вследствие заболевания ЦНС.
Лечение комплексное, иногда необходимо хирургическое вмешательство.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор детей с особенностями в развитиии в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения, врачи (психоневролог или детский психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых случаях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед (либо рассматриваются их письменные заключения). С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребёнка. Его результаты в совокупности с данными анализа соответствующей документации служат основанием для направления ребёнка в образовательное учреждение того или иного типа.
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - область медицины, изучающая анатомию и физиологию органов зрения, болезни глаза и разрабатывающая методы лечения и профилактики.
РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas-восстановление пригодности, способности) - система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с особенностями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Р. осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ - дети, страдающие значительным снижение остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. У С. д. наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт С. д. обеднен.
СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas-чувствительный) - этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций. Наибольший коррекционный эффект обучения детей с особенностями также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребёнка - наиболее благоприятный этап для формирования высших психических функций.
СИНДРОМ (от греч. syndrоmе-скопление, стечение) - определённое сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. tyрhlоs-слепой и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).
Наиболее важная задача Т. - рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Коррекция развития осуществляется, как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на специальных коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. Методы обучения, применяемые в Т., позволяют учащимся получать образование в объёме средней школы при некотором увеличении срока обучения.
Ребёнок-альбинос в большинстве случаев развивается нормально (хотя нарушения слуха и интеллекта среди альбиносов случаются несколько чаще). Наиболее частое нарушение у альбиносов - понижение зрения, в ряде случаев доходящее до слабовидения.
АМБЛИОПИЯ (от греч. amblys – тупой и ops – глаз) – ослабление зрения при отсутствии органических повреждений систем глаза. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаз при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.
АМБИДЕКСТР (от лат. аmbo-оба и dexter-правый) - индивидуум, способный одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. В некоторых случаях обусловлена врождёнными особенностями функционирования ЦНС; чаще является результатом успешной тренировки правой руки у страдающих леворукостью.
АНАЛИЗАТОР - сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И.П.Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный А. Каждый А. состоит из трёх отделов - периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определённый вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. - в коре больших полушарий головного мозга - осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обуславливает аномальное протекание психофизического развития.
АНАМНЕЗ (от греч.anamnesis-воспоминание) - совокупность сведений об условиях протекания развития индивидуума, получаемых от него самого, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. детей, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельностей.
АНОФТАЛЬМ (от греч. a- – приставка со значением отрицания и ophthalmos – глаз) – врожденная аномалия, заключающаяся в отсутствии глазного яблока (чаще двустороннем) и недоразвитии проводящих путей и коркового центра зрительного анализатора.
АСТИГМАТИЗМ (от греч. a- – приставка со значением отрицания и stigmus – точка) – аномалия рефракции (преломляющей способности) глаза, при которой лучи от светящихся точек наблюдаемого объекта после преломления в средах глаза не фокусируются в точечное изображение. Бывает вызвана нарушением формы роговицы – врожденным или (реже) приобретенным (вследствие воспалений и травм). При А. зрительное восприятие страдает нечеткостью. Коррекция А. осуществляется с помощью очков с цилиндрическими линзами.
БЛИЗОРУКОСТЬ, миопия (от греч.myops-щурящий глаз) - нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдалённые предметы. При Б. нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди неё. Различают три степени Б.: слабая (до 3,0 диоптрий), средняя (3,0-6,0 диоптрий), сильная или высокая (свыше 6,0 диоптрий). Б. даже высокой степени, будучи скоррегирована очками, не определяет аномального развития, поскольку данная форма коррекции обеспечивает поступление полноценных стимулов. От сильной Б. необходимо отличать прогрессирующую (злокачественную) Б., при которой наблюдаются ограничения изменения сосудистой и сетчатой оболочек глаза, приводящие к утрате зрения.
ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч.hyper-чрезмерно и dynamis-сила), синдром двигательной расторможенности - наиболее распространённое проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г.с. требуют особого подхода - дозирования нагрузок, смены видов деятельности.
ГИПЕРКИНЕЗ (от греч.hyper-чрезмерно и kinesis-движение) - чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органических и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований) в различных областях тела.
ГИПОКИНЕЗ (от греч. hypo-ниже и kinesis-движение) - снижение двигательной активности.
ГИПОМИМИЯ (АМИМИЯ) (от греч.hypo-ниже и mimikon-выразительный) - ослабление мимики (выразительных движений лица) за счёт снижения иннервации лицевой мускулатуры. Возникает вследствие различных поражений ЦНС, при параличах и парезах лицевого нерва. Может выступать симптомом психического заболевания. Крайне выраженная форма - амимия.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, гиперметропия - нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при которых лучи света вследствие недостаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки. Встречается у большинства новорожденных, но, как правило, проходит по мере роста ребёнка и увеличения глазного яблока. В детском возрасте Д. может приводить к развитию сходящегося косоглазия. Д. высокой степени (10,0 диоптрий и выше) является одной из причин слабовидения; дети, страдающие ею, должны обучаться в специальных образовательных учреждениях.
ДАЛЬТОНИЗМ, протанопия - нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет). Д.обусловлен недостатком одного из трёх цветовоспринимающих элементов в сетчатке глаза. Встречается преимущественно у лиц мужского пола. Аномального развития не предопределяет. Лечению не поддаётся.
ДИЗАРТРИЯ (от греч. dis- -приставка, означающая расстройство, и аrthrоn-сочленение)- расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС. Бывает выражена в различной степени - от нечёткого произношения отдельных звуков до полной неспособности произношения звуков (анартрия). Коррекционные мероприятия дифференцируются в зависимости от формы и степени выраженности Д. и связаны с лечением основного органического заболевания.
ДИСЛАЛИЯ (от греч. dis- -приставка, означающая расстройство, и lalia-речь) - нарушение произношения звуков, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д.). Коррекция Д. осуществляется при помощи специальных логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - организация обучения и воспитания детей с проблемами развития в различных типах спец. (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и выраженности дефекта. Направление ребёнка в учреждение того или иного типа осуществляется на основании комплексного обследования.
ИГРОТЕРАПИЯ - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
К. высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная К. утраченной зрительной функции у слепого ребёнка. Применяемые в современной дефектологии методы К. нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных связей в коре головного мозга.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей с особенностями в развитии. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, которая организуется с учётом нарушений и индивидуальных особенностей ребёнка. В К.-в.р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. Компенсация функций).
КОСОГЛАЗИЕ - дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном К. косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остаётся расхождение, величина которого постоянна. Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения.
Паралитическое К. возникает при параличе глазодвигательной мышцы вследствие заболевания ЦНС.
Лечение комплексное, иногда необходимо хирургическое вмешательство.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор детей с особенностями в развитиии в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения, врачи (психоневролог или детский психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых случаях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед (либо рассматриваются их письменные заключения). С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребёнка. Его результаты в совокупности с данными анализа соответствующей документации служат основанием для направления ребёнка в образовательное учреждение того или иного типа.
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - область медицины, изучающая анатомию и физиологию органов зрения, болезни глаза и разрабатывающая методы лечения и профилактики.
РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas-восстановление пригодности, способности) - система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с особенностями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Р. осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ - дети, страдающие значительным снижение остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. У С. д. наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт С. д. обеднен.
СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas-чувствительный) - этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций. Наибольший коррекционный эффект обучения детей с особенностями также зависит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций научно обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, поскольку первые годы жизни ребёнка - наиболее благоприятный этап для формирования высших психических функций.
СИНДРОМ (от греч. syndrоmе-скопление, стечение) - определённое сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. tyрhlоs-слепой и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).
Наиболее важная задача Т. - рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Коррекция развития осуществляется, как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на специальных коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. Методы обучения, применяемые в Т., позволяют учащимся получать образование в объёме средней школы при некотором увеличении срока обучения.